ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школе отводится роль важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, возрастает воспитательная функция образовательного учреждения, как поставщика нового адаптированного к быстро меняющимся социально-экономическим условиям гражданина, способного самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающегося мобильностью, коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В реализацию поставленных государством задач существенный вклад могут и должны внести учреждения дополнительного образования, а также школы, кружки, студии, организующие досуговую деятельность детей, подростков и юношества, решающие в значительной мере проблему безнадзорности несовершеннолетних, также обозначенную в вышеуказанном документе.
Одним из наиболее эффективных способов решения проблемы организации досуга является вовлечение подрастающего поколения в театральную деятельность, приобщение их к занятиям театральным искусством в кружках и студиях при школах, лицеях и колледжах.
В городе Владимире существует большое количество детских самодеятельных театральных коллективов, создающих условия по социальной адаптации, формирования креативности мышления, коммуникабельности, обладающих прочно сформированными морально-нравственными качествами личности.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые требуют всестороннего изучения и решения при поддержке органов власти.
Одной из проблем является дефицит квалифицированных кадров. Значительная часть педагогов (руководителей театральных коллективов) не имеют профессионального образования в области театра (в основном это учителя русского языка и литературы, педагоги-организаторы). Вследствие этого уровень театральных постановок таких коллективов остается достаточно низким на протяжении ряда лет. Это формирует у учащихся искаженное представление о сценической культуре и сдерживает творческих рост ребят-студийцев. Системная методическая поддержка таких педагогов-энтузиастов могла бы способствовать решению этой проблемы. Между тем курсы по повышению квалификации педагогических кадров нацелены исключительно на усовершенствование педагогического мастерства, но не решающие проблему специализированной подготовки руководителей театральных студий.
В нашем городе имеются учебные заведения, которые могут на должном уровне организовать методическую поддержку руководителей театральных студий. Это Владимирский областной колледж культуры и искусства и Владимирский государственный гуманитарный университет. Привлечение их к повышению квалификации педагогов могло бы решить данную проблему. Успешный опыт такого сотрудничества существует в городе Рязани, где школьное театральное движение получает поддержку со стороны Заочного Рязанского филиала Московского государственного университета культуры и искусства. И как результат уровень профессионализма школьных театров в Рязани находится на качественно другой ступени.
Не способствует повышению профессионального мастерства и единственный ежегодный городской фестиваль школьных театральных коллективов «Волшебный занавес».
С учетом того, что целями и задачами фестиваля являются повышение творческого уровня детских театральных коллективов, обогащение их репертуара высокохудожественными произведениями современной драматургии, повышение уровня режиссуры и исполнительского мастерства, культуры сценографии в детских театральных коллективах, укрепление творческих связей между театральными коллективами, в настоящий момент форма его проведения такова, что коллективы-участники лишены возможности посещать выступления друг-друга, участвовать в обсуждении спектаклей, встречаться за круглым столом для подведения итогов фестиваля, а это могло бы стать важным ресурсом профессионального роста.
Дополнительным стимулом для творческого роста могло бы стать и взаимодействие коллективов друг с другом (обмен спектаклями, проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, неформальное общение, совместное проведение разнообразных мероприятий). На настоящий момент все театральные коллективы обособлены друг от друга, не имеют минимальной информации о действующих в городе студиях, их руководителях, материально-технической базе, репертуаре и творческих достижениях. Решением данной проблемы могло бы стать создание информационного поля для систематизации данных о школьных театральных студиях.
Еще Николай Васильевич Гоголь утверждал, что «театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Поэтому пропаганда театра, как мощнейшего рычага воспитания подрастающего поколения, строгий отбор репертуара для школьных театральных коллективов, повышение уровня зрительской и исполнительской культуры, организация и проведение дней театра, летнего тематического лагеря, создание механизмов взаимодействия театральных коллективов города должно будет повысить эффективность выполнения задач, поставленных Президентом и правительством перед образовательными учреждениями.
Проект «От сердца к сердцу: театр и дети» - это попытка осмыслить и решить проблемы в школьном театральном движении города Владимира, активизации деятельности детских общественных организаций, занимающихся театральным искусством.