ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Согласно концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года школе отводится
роль важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных установок личности, возрастает воспитательная
функция образовательного учреждения, как поставщика нового адаптированного к
быстро меняющимся социально-экономическим условиям гражданина, способного
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающегося
мобильностью, коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью, с развитым
чувством ответственности за судьбу страны.
В реализацию поставленных государством задач существенный
вклад могут и должны внести учреждения дополнительного образования, а также
школы, кружки, студии, организующие досуговую деятельность детей, подростков и
юношества, решающие в значительной мере проблему безнадзорности
несовершеннолетних, также обозначенную в вышеуказанном документе.
Одним из наиболее эффективных способов решения проблемы
организации досуга является вовлечение подрастающего поколения в театральную
деятельность, приобщение их к занятиям театральным искусством в кружках и
студиях при школах, лицеях и колледжах.
В городе Владимире существует большое количество детских
самодеятельных театральных коллективов, создающих условия по социальной
адаптации, формирования креативности мышления, коммуникабельности, обладающих
прочно сформированными морально-нравственными качествами личности.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые требуют
всестороннего изучения и решения при поддержке органов власти.
Одной из проблем является дефицит
квалифицированных кадров. Значительная часть педагогов (руководителей
театральных коллективов) не имеют профессионального образования в области
театра (в основном это учителя русского языка и литературы,
педагоги-организаторы). Вследствие этого уровень театральных постановок таких
коллективов остается достаточно низким на протяжении ряда лет. Это формирует у
учащихся искаженное представление о сценической культуре и сдерживает
творческих рост ребят-студийцев. Системная методическая поддержка таких
педагогов-энтузиастов могла бы способствовать решению этой проблемы. Между тем
курсы по повышению квалификации педагогических кадров нацелены исключительно на
усовершенствование педагогического мастерства, но не решающие проблему
специализированной подготовки руководителей театральных студий.
В нашем городе имеются учебные заведения, которые могут на
должном уровне организовать методическую поддержку руководителей театральных
студий. Это Владимирский областной колледж культуры и искусства и Владимирский
государственный гуманитарный университет. Привлечение их к повышению
квалификации педагогов могло бы решить данную проблему. Успешный опыт такого
сотрудничества существует в городе Рязани, где школьное театральное движение
получает поддержку со стороны Заочного Рязанского филиала Московского
государственного университета культуры и искусства. И как результат уровень
профессионализма школьных театров в Рязани находится на качественно другой
ступени.
Не способствует повышению
профессионального мастерства и единственный ежегодный городской фестиваль школьных
театральных коллективов «Волшебный занавес».
С учетом того, что целями и задачами фестиваля являются повышение
творческого уровня детских театральных коллективов, обогащение их репертуара
высокохудожественными произведениями современной драматургии, повышение уровня
режиссуры и исполнительского мастерства, культуры сценографии в детских
театральных коллективах, укрепление творческих связей между театральными
коллективами, в настоящий момент форма его проведения такова, что коллективы-участники
лишены возможности посещать выступления друг-друга, участвовать в обсуждении
спектаклей, встречаться за круглым столом для подведения итогов фестиваля, а
это могло бы стать важным ресурсом профессионального роста.
Дополнительным стимулом для творческого роста могло бы стать
и взаимодействие коллективов друг с
другом (обмен спектаклями, проведение мастер-классов, семинаров, тренингов,
неформальное общение, совместное проведение разнообразных мероприятий). На
настоящий момент все театральные коллективы обособлены друг от друга, не имеют
минимальной информации о действующих в городе студиях, их руководителях,
материально-технической базе, репертуаре и творческих достижениях. Решением
данной проблемы могло бы стать создание информационного поля для систематизации
данных о школьных театральных студиях.
Еще Николай Васильевич Гоголь утверждал, что «театр – это
такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Поэтому пропаганда
театра, как мощнейшего рычага воспитания подрастающего поколения, строгий отбор
репертуара для школьных театральных коллективов, повышение уровня зрительской и
исполнительской культуры, организация и проведение дней театра, летнего
тематического лагеря, создание механизмов взаимодействия театральных
коллективов города должно будет повысить эффективность выполнения задач,
поставленных Президентом и правительством перед образовательными учреждениями.
Проект «От сердца к сердцу: театр и дети» - это попытка
осмыслить и решить проблемы в школьном театральном движении города Владимира,
активизации деятельности детских общественных организаций, занимающихся
театральным искусством.
|